Магия древнего Рима во многом похожа на магию древней Греции, что и не удивительно ведь римляне переняли практически всю культуру и даже религию греков греки были их учителями, а образованные римляне обязательно говорили на греческом
Поэтому подобно грекам в древнеримской магии не было настоящего учения о духах и демонах, но тем не менее римляне верили в привидения и в души злых людей осужденных за свои грехи блуждать после смерти по земле. Римские писатели так-же упоминают о strigae, о старухах, или ведьмах, соответствующим греческих эмпузам или ламиям, летающих в образе птиц и пожирающих людей.
Уже в древнейшие времена римлянам были известны некоторые магические приемы. О приемнике Ромула, Нуме Помпилии, рассказывают, что он занимался теургическим искусством. А его преемник, Тулл Гостилий, по преданию был поражен молнией за то, что с помощью магии обманул богов.
Римские кудесники умели переманивать хлеб с чужого поля на свое и древнейшие римские законы 12-ти таблиц, созданные еще в 450 году до Р.Х., содержат в себе запрещение такого рода колдовства.
Авгуральная мантика.
Искусство мантики у римлян, так же как и у древних греков носило чисто религиозный характер. Боги посредством особых знамений выражали свою волю, людям оставалось лишь ее толковать.
Всякий образованный римлянин должен был уметь толковать полет птиц, а для государственных целей назначались особые чиновники, "авгуры", которые во всяком деле должны были узнавать волю богов при помощи этого знамения.
Слово "авгур", первоначально и означало именно-"птицегадатель" и только после расширилось до понятия "гадатель", "толкователь", "предсказатель".
Авгур очерчивал своим посохом некоторое пространство, и потом на этом пространстве ожидалось появление знамения в виде полета птиц. Но не все птицы годились для гадания и не каждому знамение давалось Богами. Например голуби могли служить знамением только для царей ибо они никогда не летают в одиночку, подобно тому как царь никогда не выходит без свиты.
У некоторых птиц, как например сов, петухов, воронов, знамением служил крик, у других, как например у орла и коршуна - полет. Благоприятным считалось у одних птиц полет справа налево, у других слева направо.
Позднее авгурами был разработан метод предсказания посредством кормления кур. Для этой цели держали в клетке молодых кур и когда нуждались в знамении, то выпускали их и наблюдали за тем как куры клюют зерно. Если они жадно набрасывались на него и даже роняли зерно из клюва - это был отличный знак! Если-же они не обращали внимания на зерно - это было предвестием беды.
Влияние этрусков на римскую магию.
У своих ближайших соседей, этрусков, римляне научились и другим способам гаданий. Этруски были древним италийским племенем происходившим, по свидетельству Геродота, из Лидии.
Сходство между этрускими и халдейскими произведениями искусства настолько велико, что не оставляет сомнений в близком родстве этих двух народов. С другой стороны и в искусстве прорицания этрусков и халдеев можно видеть такое полное сходство, что это никак нельзя считать случайным совпадение.
Среди различных отраслей мантики у этрусков, как и у халдеев, существовало толкование чудесных событий, наблюдение за молнией, за внутренностями животных, за полетом и криком птиц, за новорожденными уродами и т.д.
Со всем этим вскоре познакомились и римляне. Сначала они приглашали этрусских исследователей внутренностей когда нужно было сделать предсказание, потом вошло в привычку посылать в Этрурию римских юношей для обучению различным видам мантики. Из всех видов мантики в Риме, по отношению к государственным делам, нашло широкое применение именно наблюдение за внутренностями животных.
Римские жрецы и ученые написали множество сочинений по различным аспектам науки, магии искусства, философии и религии, но самым замечательным произведением в области магии были Сивиллины книги к которым обращались за советом только в исключительно трудных и критических случаях.
Сивиллины книги.
Как рассказывает предание, греческий маг Ларох, предложил царю Тарквинию Гордому купить 9 таких книг. Но тому показалась, что цена слишком высока. Тогда продавец сжег три книги и снова предложил купить оставшиеся шесть за ту-же цену. И снова получил отказ. И вот Ларох сжигает еще три книги, и Тарквиний, пораженный таким способом торговли, а и вместе с тем понимая ценность оставшихся трех книг, покупает их за ту-же цену ,за которую ему предлагались все 9 книг.
Савиллины книги были написаны греческими гексаметрами на пальмовых листьях. Их положили на хранение в храм Юпитера Капитолийского, и для толкования их была учреждена коллегия из 15 человек, которые должны были сохранять в глубокой тайне содержание книг. Предполагают, что в книгах были собраны изречения греческих оракулов изложенные таким образом, что они могли пригодится на все времена.
Цицерон говорит по этому поводу:- "Автор изложил их так искусно, что все происходящее можно считать предсказанным в них, так как в этих предсказаниях нет прямых указаний на конкретных людей, или определенную эпоху. Кроме того, он выражается так темно, что одни и те-же стихи в различные эпохи могут быть отнесены к разным событиям. Строение стихов показывает, однако, что они написаны не сумасшедшим, в них виден результат скорее искусства и прилежания, чем плод внутреннего возбуждения и волнения."
*Когда римляне расширили свое господство в Италии и вступили в соприкосновение с многими чужими народами, они подобно грекам переняли у них религиозные и магические представления благодаря чему римские воззрения очень сильно приблизились к древнегреческим.
|