Всю греческую магию можно разделить на два больших периода - до столкновения с персами, их культурой, религией и традициями и после.
Ранняя магия древних греков.
Подобно всем древним народам греки на ранних этапах развития своей цивилизации верили в привидения, они поддерживали культ мертвецов и подземных духов, представляли себе богов в виде зверей и страшных чудовищ.
Характерной особенностью греческой религии была вера в героев. Понятие герой, с которым позднее было связано представление о великих подвигах, первоначально означало лишь душу умершего, продолжавшего жить в могиле, под порогом или в очаге дома. Для питания героя ему приносили жертвы, в виде крови жертвенных животных, которую лили в специальные углубления ,откуда она попадала в землю.
Могила героя какого-нибудь города становилась местом пребывания оракула, где он впадая в священный транс пророчествовал от имени богов. Это почитание героев было тесно связанно с государственным и правовым строем Греции, впоследствии, хотя оно и видоизменилось, но все таки сохранилось в до позднейших времен.
Во время религиозных празднеств посвященных культу мертвых, все ежеминутно ожидали появления привидений и чтобы защитить себя от них, жевали листья боярышника, мазали дверные косяки смолой, приносили пищу мертвым, прося их милостиво вкусить.
Боги древней Греции.
Помимо хорошо всем известных олимпийских божеств, греческая религия включала в себя еще множество низших духов, так называемых “нимф”, населявших всю природу. Это были добрые духи, которые только тогда приносили людям вред, когда их оскорбляли каким-нибудь поступком.
Настоящей демонологии у греков в ту эпоху не было, существовали только духи-хранители, сопровождавшие каждого человека, и духи вызывавшие некоторые болезни. Но и это слабое представление о духах греки получили только при соприкосновении с культурой халдеев. В целом-же древнейшим грекам было чуждо представление о демонах вредящих человеку.
Согласно воззрениям древнегреческой магии все, что случается происходит по воле богов. Боги посылают человеку и добро и зло, подвергают его болезни, спасают от гибели или низвергают душу в гадес. При этом всякие напасти постигающие человека, служат выражением гнева богов.
Если разгневанного бога нельзя было умилостивить жертвой, то прибегали к помощи другого бога.Так Одиссей, например, непрестанно взывает к Афине Палладе, которая и помогает ему сколько может, не вступая в открытую распрю со своим могущественным дядей Посейдоном.
Оперативная магия древних греков.
Таким образом у греков не существовало искусство заклинания, коль скоро не было злых демонов, которых можно было-бы заклинать. Вместо этого греки верили в возможность волшебства, которое у них не было связано с демономи, а относилось к так называемой оперативной магии. Этот вид магии включает в себя магические действия могущие непосредственно влиять на природу вещей, без вмешательство какой либо иной силы, кроме воли самого мага.
Например в Одиссее рассказывается следующее:
"Кормщик не правит в морях кораблем феакийским;руля мы,
Нужного каждому судну, на наших судах не имеем;
Сами они понимают своих корабельщиков мысли."
Некоторые маги имели особый дар - как только они распускали паруса, тотчас же поднимался попутный ветер направляющий их корабль туда, куда им хотелось.
Лечебная магия древних греков.
Оперативная магия использовалось и при врачевании наряду с промыванием ран, целебными травами и мазями
“..и потом Одиссееву рану
Перевязали заботливо;кровь же,бежавшую сильно,
Остановили волшебною песнью.”
К сожалению относительно содержания магических песен и формул нам ничего не известно. Знаем только, что греки верили в непосредственное влияние произносимой мистической формулы на ход и природу вещей. Другими словами, признавали, что произнесенное слово само по себе обладает способностью и свойством влиять на естественное течение событий.
Постановка лечебного дела в древней Греции.
Врачебное дело в Древней Греции было тесно связано с храмами и жреческими семействами. При этом каждое такое семейство свято хранило тайны своих методов врачевания, оберегая их от непосвященных. Больные, желавшие быть принятыми в храм для лечения, должны были сначала поклясться, что будут соблюдать все предписания. После этого жрецы водили их по храму и показывали изображения богов-целителей и таблицы, в которых были записаны факты прошлых исцелений. При этом они произносили молитвы и пели волшебные песни, которые больные должны были повторять вслед за жрецами. Пение часто сопровождалось музыкой.
Чтобы достойным образом подготовить больных к получению откровения от богов, их заставляли омываться, намазывали их благовониями и жрецы возлагали на них руку, благословляя.
Потом они вдыхали курения, приготовлявшиеся из различных трав и ложились спать на освященных местах. Во сне они получали откровения от бога возвещавшего им или смерть, или указывавшего средство для исцеления. На этих указаниях основывалось се дальнейшее лечение.
Оракулы и прорицания.
Искусство прорицания у древних греков опиралось на чисто религиозную основу. Грядущие события всегда возвещаются богами, или непосредственно, или с помощью знаков которые люди должны толковать.
Непосредственные откровения давались в храмах через оракулов. Таких оракулов было несколько, наиболее известными и почитаемыми были оракул Зевса близ Додона в Эпире, и оракул Апполона, в Дельфах, в Беотии. Жрица Апполона называлась Пифия, жрица Зевса-Пелиада.
Чтобы воспринять откровения богов им требовалась специальная подготовка, жрицы должны были привести себя в особое состояние экстаза.
Средством для этого в Дельфах служили пары, выходившие из расселины в скале над которой был устроен треножник. Пифия входила на этот треножник, и под влиянием паров проникаясь внушением бога, прорицала его ответ. Последний, обыкновенно был столь неясен, что требовалось истолкование особых жрецов - толкователей.
В Додоне Пилиада пила воду из протекавшего там священного источника, и благодаря этому становилась способной воспринимать сообщения богов. Метод в обоих случаях один и тот же, только средства различны.
Многие греческие оракулы пользовались такой известностью, что не только греческие государства, но и иностранные цари обращались к ним за советом.
Кроме этого способа прорицания, существовали и другие. Например некоторые люди получали от богов в дар, а то и в наказание способность видеть будущее. Такие люди неоднократно упоминаются в греческих летописях.
Мантика в древней Греции.
Но и простые смертные не обладающие никаким особым даром так-же могли предсказывать события, если умели толковать знамения посредством которых боги возвещали людям свою волю.
К числу наиболее распространенных из таких знамений относился полет птиц, о нем неоднократно говориться у Гомера.
“Доброе знамение храбрым немедля послала Афина,
Цаплю на правой руке от дороге,
они не видали птицы сквозь сумрак ночи,
но слышали звонкие крики
Птицей обрадован был Одиссей и взмолился Афине.”
Одиссей здесь обрадовался потому, что всегда считалось хорошим знамением, если птицы летели справа налево.
К числу явлений природы служивших для предзнаменования относилась молния, которую Зевс посылал предвещать и хорошее и плохое. Существовали еще и другие способы демонстрации воли богов, так в Иллиаде упоминается кровавый дождь, как предвестие грозящего бедствия.
Греки прибегали и к запрещенному у халдеев виду предсказания, к некромантии, то есть к заклинанию мертвых с целью узнать от них будущее. Чтобы заставить мертвых говорить их сначала напаивали кровью, и она, как жизненный сок временно возвращала жизнь мертвецам.
Кроме этого греки верили в счастливые и несчастливые дни, которые они научились высчитывать, о чем упоминает Гесиод.
Греческая магия после персидских войн.
После своего столкновения с персами приблизительно в 500 году до Р.Х., в круг понятий греков проникло представление о духах и демонах, которое вскоре проникло и в греческую магию. Жители Фессалии, где персы задержались наиболее долго, приобрели себе с тех пор славу кудесников, особенно это касалось фессалиек, которые по какой-то причине оказались очень восприимчивыми к персидской магии.
Фессалийские женщины могли при помощи особых мазей превращать людей в животных и в камни, а ночью по воздуху отправлялись на любовные свидания. Это первое упоминание о ведьмах в истории человеческих цивилизаций.
Богиня луны, Геката, первоначально являвшаяся божеством благодетельным, ограждавшим от зла, постепенно превратилась в покровительницу ведьм и во властительницу всего мира волшебства. Спутницы Гекаты назывались эмпузами или ламиями. Некоторые авторы изображают их как ведьм сопровождающих богиню в ее ночных странствиях и пользующихся случаем пуститься в любовные приключения. Другие представляют их в виде демонов, которые, вступая в сношения с мужчинами высасывают из них жизненную силу, служащую им для питания.
Согласно свидетельствам Плиния, распространение персидской магии в Греции ведет свое начало от некоего Остана (Ostanes), придворного мага и предсказателя персидского царя Ксеркса, сопровождавшего его во время похода в Грецию и написавшего обширное сочинение по магии.
Но особенно развилось колдовство, когда Александр Великий завоевал Персию и Египет.
Тогда не только греки были посвящены в избранные тайные науки, но и множество халдейских и египетских магов прибыли в Грецию. В эпоху, последовавшую за персидскими войнами Греция была буквально переполнена магами, астрологами, предсказателями, алхимиками, математиками.
Благодаря им греки познакомились с чужими богами которых они относили как к демонам, ибо для них просто не было место в греческом пантеоне. Слово “diamon”,первоначально означавшее у греков сильного бога, превращается в обозначения сначала бога мелкого, а затем демона, вредящего людям. Персидское слово “ deva” применявшегося у персов для обозначения богов, превращается в дива, део, дьявола.
Народ стал питать к этим толпам демонов страх, который уже давно не внушали свои боги из-за их чисто человеческих, не раз воспетых поэтами, слабостей. О новых же богах ничего позорящего не было известно и греки признали их, и стали им оказывать чисто восточные почести заклиная их на персидском, ассирийском и египетском языках, которые греки не понимали и в конце концов исказили так, что заклинания превратились в бессмысленные магические формулы.
Странствующие-же маги и кудесники постоянно поддерживали веру в своих грозных богов, демонстрируя пораженным грекам различные магические опыты. Обычным делом у странствующих магов было вызывать светящийся образ Гекаты, который появлялся на стене в совершенно темной комнате.
*Таким образом, греческая магия, зародившись вокруг культа героев, претерпела затем влияние халдейской и в особенности персидской магии.
|